LIFESTYLE ДУЭЛЬ
ГЛАВА 10
Самая необычная и интересная дуэльная история начала XX века, которая могла унести жизни сразу двух известных поэтов — Гумилева и Волошина. А повод — литературная фальсификация и, конечно, роковая женщина!
Поделиться в соцсетях
Конспект
lifestyle дуэль
Дуэль — это всегда трагедия, потому что дуэли уносили жизни самых лучших и благородных людей. Но, несмотря ни на какие запреты, дуэли продолжались весь XIX век. В XX веке на дуэлях будет поставлена точка, потому что трагедия будет превращена в комедию.
1909 год. Герои нашей истории — Николай Гумилев, Максимилиан Волошин и Елизавета Дмитриева, начинающая поэтесса. После знакомства Гумилев сразу стал оказывать знаки внимания молодой девушке.
К Волошину в то время часто обращались за помощью начинающие поэты, так поступила и девятнадцатилетняя Елизавета Дмитриева, которая ему очень понравилась. Они начинают встречаться, и Дмитриева говорит Гумилеву, что она влюблена в Волошина.
После этого Дмитриева несет свои стихи в журнал «Аполлон» главному редактору Сергею Маковскому. Маковский — гламурный эстет, который считает, что поэты и поэтессы должны быть светскими львами и львицами, соответственно выглядеть. Поэтому, когда в редакцию зашла Елизавета Дмитриева — не очень красивая, хромая, невыразительно одетая, он даже не захотел читать ее стихи. Вся в слезах, Дмитриева идет к Волошину, который обещает ей что-нибудь придумать.
Через несколько дней в редакцию приходит письмо, написанное на французском языке, приятно надушенное, с переложенными засушенными цветами страницами. В письме — стихи. По решению собравшихся, стихи (подписанные только буквой «Ч») решили опубликовать. И они всем понравились! Во втором письме уже была подпись — Черубина де Габриак. Ее стихи продолжают печатать, и все их хвалят.
После одного из литературных вечеров Дмитриева сказала своему знакомому: «Хотите, расскажу настоящий секрет? Черубина де Габриак — это я!» На следующее утро об этом знал весь Петербург, в том числе Гумилев. Он так сильно переживал из-за несостоявшегося романа, что начал говорить в обществе всякие дерзости в адрес Дмитриевой.
Волошин решил заступиться: в Мариинском театре он при всех ударил по щеке Гумилева, что означало призыв к дуэли. Но где могут стреляться два поэта? Конечно, только на Черной речке!

В день дуэли опаздывали оба: Гумилев — потому что машина, на которой он ехал, сломалась. А Волошин — потому что шел к месту дуэли по глубокому снегу и потерял одну калошу. И с ужасом он думает: «Боже мой! В русскую литературу я войду как поэт, стрелявшийся в одной калоше!» К поискам присоединяются все: и секунданты, и даже Гумилев, приехавший к этому времени. Калоша найдена, начинается дуэль.
Первый раз Максимилиан Волошин выстрелил в воздух; Гумилев — в Волошина, но, к счастью, промахнулся. Остальные два раза пистолеты у обоих дуэлянтов дали осечку. На этом дуэль была окончена. На следующий день весь литературный Петербург гудел, обсуждая дуэль двух поэтов.
А что же Черубина? Она перестала существовать. Как и реальные дуэли. Они остались только в литературе, стали литературной игрой, за которую не надо платить самой дорогой ценой — своей жизнью.
Дополнительные материалы
Материалы курса «Русская литература XX века. Сезон 3» на Arzamas
Материалы курса «Русская литература XX века. Сезон 3» на Arzamas
Статья «Мистификация как литературное явление» о Черубине де Габриак
Научный журнал Polilog. Studia Neofilologiczne
Книга Александра Кобринского «Дуэльные истории Серебряного века»
Поединки поэтов как факт литературной жизни
Находясь на сайте, вы даете согласие на обработку файлов cookie. Это необходимо для более стабильной работы сайта
Понятно
Close