ХРАНИТЕЛИ ВАСИЛЬЕВСКОГО ОСТРОВА
ГЛАВА 18
После знакомства с рассказами Эдуарда Кочергина читатель уже совсем по-другому пройдет по улицам Васильевского острова.
Нам предстоит знакомство с очаровательными шишами. Вы сможете понять, почему в старом Петербурге осыпается штукатурка, а в залах Русского музея иногда можно услышать чьи-то вздохи. Так и рождаются новые петербургские мифы.
Поделиться в соцсетях
Конспект
ОСОБЕННОСТИ КОЧЕРГИНА
Васильевский остров — это особый мир, мир, огороженный и территорией, и по духу. Он далек от туристических маршрутов, в центре там — маленькие, тихие, аутентичные улочки, по которым можно прогуливаться, думая о художниках. Здесь можно жить всю жизнь, не выезжая за его пределы. Это как мир внутри большого города. И здесь же живут хранители Васильевского острова, которые и охраняют этот особый мир и дух Петербурга.
Здесь, на Васильевском острове, происходит действие большинства рассказов Эдуарда Степановича Кочергина, современного русского писателя. Но писателем он стал совсем недавно, а всю жизнь был художником. Но и художником он стал не сразу — этому предшествовала долгая дорога из лагеря в Петербург. А маленьким заключенным он стал в 4 года, когда арестовали его родителей. И рисовать он учился, делая татуировки на телах заключенных.
В 16 лет он все же смог найти мать и вернуться в Петербург. Художественное видение мира позволило ему потом писать книги, которые строятся по тем же рисовальным законам
Это не просто байки, рассказанные о 50-х гг., а целая эпоха. А писать о современности оказывается очень трудно, потому что свидетелей современности много, и обязательно будут раздаваться голоса: «Все было не так!» Но когда читаешь Кочергина, веришь, что все было действительно так.
Особенность Кочергина в том, что он пишет удивительным языком. Изначально он говорил по-польски, и над ним смеялись, поэтому два года он молчал, а потом заговорил на языке людей, которые его окружают. Потом он попал в художественную школу, где учительница русского языка и литературы научила его речи смолянки.
Мое знакомство с творчеством Кочергина началось с рассказа «Капитан». Ленинград, послевоенное время. Город наполнен инвалидами, людьми, которых искалечила война и которые не смогли вернуться к нормальной жизни. Они собираются на Васильевском острове в Румянцевском садике.
Главенствовал над ними капитан — человек, который пришел инвалидом с войны и единственное, что застал на пепелище своего дома, — маленькую черную курочку. Каждое утро он начинает с того, что обходит с этой курочкой все питейные заведения, где ему за представления с выдрессированной птицей бесплатно наливают.
А когда он умирает, все эти искалеченные люди собираются и вместе несут его гроб, прощаясь не только с ним, но и со своей жизнь.
Дополнительные материалы
Материалы курса «У Христа за пазухой: сироты в культуре» на Arzamas
В студии программы «Линия жизни» народный художник РСФСР, лауреат двух Государственных премий СССР, главный художник Большого Драматического театра имени Товстоногова Эдуард Кочергин
Беседу ведет Марина Дмитревская
Эдуард Кочергин в эфире подкаста Fontanka Ru
Находясь на сайте, вы даете согласие на обработку файлов cookie. Это необходимо для более стабильной работы сайта
Понятно
Close