ШЕКСПИРОВСКИЕ СТРАСТИ

ГЛАВА 5
Шекспировские страсти кипят на берегах Невы. Балы, маскарады — это XIX век. Но ревность оказывается вне времени и не ограничена пространством. Русский Отелло — герой «Маскарада» Лермонтова. Но зачем Лермонтов повторяет шекспировский сюжет? Ответ — в самой блистательной постановке Александринского театра.
Черный человек на маскараде
«Маскарад» М. Ю. Лермонтова цензура не одобрила. Сколько бы раз Лермонтов ни переделывал, дополнял, изменял — бесполезно. Цензор требовал «торжества добродетели» (например, примирения Арбениных). Автор остается верен своему замыслу, дописывает IV действие и вводит нового персонажа — Неизвестного. По замыслу автора, он должен был, с одной стороны, стать судьей Арбенина, восстановить справедливость, с другой стороны, довести до предельной точки конфликт Арбенина с высшим светом.
В постановке Александринского театра Вс. Мейерхольд стремился к таинственности, символичности, инфернальности (это все-таки постановка начала XX в., надо соответствовать времени, ожиданию трагических событий, декадентским настроениям). И тогда становится понятно, почему Неизвестный оказывается главным действующим лицом.

Портрет Вс. Мейерхольда, 1917 г., А. Головин
А. Головин для Неизвестного подобрал маску и костюм, традиционные для Венецианского карнавала. Этот персонаж — баута. В Венеции во время карнавала эту маску разрешалось носить только знатным людям, представителям высшего сословия.
Эскизы костюмов
к постановке Вс. Мейерхольда
А. Головина
На маскараде у Энгельгардта, где собиралась знать, это абсолютно уместно. Но в Венеции такую маску надевали не только во время карнавала, но и во время тайных голосований, выборов, принятия важных законов. Эта маска — анонимность во всех проявлениях, поэтому Неизвестный в таком костюме. Вс. Э. Мейерхольд так описывает своего Неизвестного:
На великий маскарад, именуемый жизнью, Неизвестный пришел в маске, держа под плащом своего домино большой запас новых масок ей на смену
(«О театре», 1913 г.)
И если сначала лицо Неизвестного скрывает маска неопытного игрока, потерявшего когда-то все по вине Арбенина, то в последнем появлении, когда он сводит счеты с Арбениным, на нем маска «провокатора». Образ становится неуловимым. Неизвестный — это символическая, мистическая фигура: он все знает, мог бы предотвратить трагедию, но не делает этого из чувства мести. Он трижды появляется в пьесе:
  • Неизвестный-маска (первое действие) предсказывает Арбенину:
    «Несчастье с вами будет в эту ночь». Это предостережение насторожило Арбенина, который не знает страха перед обстоятельствами и людьми: «Кто этот злой пророк… Он должен знать меня… и вряд ли шутка».
  • На балу Неизвестный следит за каждым шагом Арбенина
    В большинстве постановок пьесы.
  • В финале Неизвестный раскрывает Арбенину главное
    «Казнит злодея провиденье!
    Невинная погибла — жаль!»
Он отмщен. Месть оказалась движущей силой в трагических судьбах. Поистине шекспировские страсти — губительные, роковые, разрушительные. Неизвестный переоделся, но зрители понимают, что это тот же персонаж, только сменивший маску.

«Давно хотел я полной мести,
И вот вполне я отомщен!»

Эскизы костюмов к постановке Вс. Мейерхольда А. Головина
Арбенин сходит с ума, но и Неизвестный, достигнув своей цели, утратил смысл жизни. Неизвестный — это продолжение традиций Черного человека в литературе. Самый яркий предшественник — Черный человек Моцарта в «Моцарте и Сальери» Пушкина:
Мне день и ночь покоя не дает
Мой черный человек. За мною всюду
Как тень он гонится.
Сопоставление этих незнакомцев приводит к одной интересной мысли: и Пушкин, и Лермонтов пишут о страстях, разрушающих жизни не только близких людей, жертв, но и самих героев. Имена этих чувств — Зависть и Месть.

Иллюстрация М. Врубеля к трагедии А. Пушкина «Моцарт и Сальери»
Парадоксально: чтобы сорвать маски, нужен персонаж, которого никто не знает, который сам всегда в маске.
«Неизвестный — наемный убийца. Свет нанял его отомстить Арбенину за «то гордое презренье ко всему…» (Вс. Мейерхольд, «О театре», 1913 г.). И к Лермонтову придет его Неизвестный, его Черный человек — Мартынов. И убит Поэт за то же презренье к свету. Так видел великий режиссер.

Неизвестный в постановке «Маскарад. Воспоминания будущего»
Дополнительные материалы
Присоединяйтесь к нашему чату в Telegram!
Призраки петербурга
Литературный курс с авторской интерпретацией классических и современных произведений. Онлайн-курс в формате экскурсий по Санкт-Петербургу в контексте русской литературы: от Пушкина до авторов XXI века. Большинство литературных произведений, писателей и героев вам знакомы из школьной программы, но авторский взгляд погрузит вас в иной литературный мир, который полон загадок, мифов и таинственных событий.
20 глав с конспектами, лонгридами и дополнительными материалами
Живая и грамотная речь
Свободное расписание: нет дедлайнов и сроков сдачи заданий
Все материалы доступны сразу, можно начать обучение в удобное время
Задания после каждой части
Профессиональное видео и современная графика
Быстрая связь с техподдержкой и чат с сокурсниками
Сертификат о прохождении курса
Зачем
Запишитесь на курс, чтобы общаться в чате с сокурсниками, выполнять задания и получить сертификат. Вы получите доступ немедленно. Это бесплатно.
Совершить виртуальную экскурсию по Петербургу и расширить кругозор
Увидеть другой подход к преподаванию
По-новому прочитать известные тексты
Что вы получите
Научиться видеть в текстах детали
Понимать чужие интерпретации прочтения и искать свои
Находясь на сайте, вы даете согласие на обработку файлов cookie. Это необходимо для более стабильной работы сайта
Понятно