БЕЗ ГОГОЛЯ НЕЛЬЗЯ

ГЛАВА 3
Без Гоголя нельзя… Представить себе ни русскую литературу, ни петербургский текст, ни сам Петербург, ни Невский проспект. Гоголевский необычный взгляд оказался заразительным, и мы полтора столетия смотрим на все немножко сквозь призму гоголевского восприятия.
А если бы Гоголь оказался на современном Невском, каким бы он его увидел? Гоголь помогает раскрасить картинку Невского и оживить ее. Даже сегодня. Без Гоголя, наверное, можно, но будет скучнее.
Многоликий Петербург
Петербург Гоголя в «петербургских повестях» — это не только Невский проспект. И Гоголь умеет писать так, что Петербург оказывается не просто местом действия, не только действующим лицом (как в «Невском проспекте»), но и ключом к самой повести. В «Портрете» оказывается очень важным, где живут герои повести.
Начинается действие в Щукином дворе, в картинной лавочке. Щукин двор — это часть Апраксина двора (ныне улица Ломоносова). Назывался так он по имени купца Щукина, который приобрел территорию под базар в 1730 г. И долго еще (даже после объединения с Апраксиным двором) эту часть называли по имени прежнего владельца.

Щукин двор
Базар этот по популярности уступал только Сенному. Самыми длинными были фруктовые ряды. И становится понятно, что среди ягодных, курятных, птичьих лавок особый интерес публики и вызывает картинная лавка. Но для Гоголя город — это в первую очередь люди. Здесь нельзя встретить людей обеспеченных, знатных, представителей высшего света. Это не парадный Петербург, пахнущий яблоками на весь квартал (яблоки — главный товар Щукина двора).
Появление ростовщика на полотне в этой части Петербурга вполне ожидаемо. Но неожиданным оказывается художественный уровень этого портрета — он был бы уместен в музее или богатой частной коллекции. И надо прочитать всю повесть, чтобы понять, как он оказался в таком месте.
К тому же место это полукриминальное, обман здесь — обычное дело. На дно ящика с яблоками могли положить гниль, поэтому и портрет окажется «с гнильцой». Так что покупка картины в Щукином дворе должна была насторожить и художника Чарткова, и читателя гоголевской повести. Художник Чартков купил картину и отнес ее домой — куда? На Васильевский остров, на 15-ю линию. Почему именно там живет художник? Ведь это далеко от Щукина двора. И не потому, что здесь дешевые квартиры.
Где же еще может снимать квартиру молодой художник, как не на Васильевском острове — острове художников, ведь именно здесь находится Академия художеств. И если художник не учится в Академии, он все равно предпочитает жить рядом. Возникает ощущение, что весь «старый» Васильевский остров пропитан творчеством, вдохновением, художеством.

Академия художеств
Но вот художник Чартков получает достаточно большую сумму денег и переезжает. Негоже богатому человеку жить в дешевой квартире, новое жилье должно «соответствовать статусу». Переезжает Чартков на Невский проспект.
Нанял, не торгуясь, первую попавшуюся великолепнейшую квартиру на Невском проспекте, с зеркалами и цельными стеклами
Здесь нет места творчеству — вместо картин Чарткова будут окружать зеркала, он перестанет видеть мир, будет видеть только себя. А творчество — это открытие мира, а не селфи. Читатель уже знает, что Гоголь не доверяет Невскому (см. повесть «Невский проспект»).

Иллюстрация художника М. Бычкова к повести Н. В. Гоголя «Невский проспект»
Это самый парадный Петербург, город высшего света, богатых людей, царство денег, город с вечно меняющимся лицом, порой надевающий маску. Здесь уже нет места настоящему творчеству, настоящему искусству. Все — подобие, обман.
В один день увидел он на столе своем записку, в которой Академия художеств просила его, как достойного ее члена, приехать дать суждение свое о новом, присланном из Италии, произведении усовершенствовавшегося там русского художника. Этот художник был один из прежних его товарищей, который от ранних лет носил в себе страсть к искусству…
Это голос из прошлого, с Васильевского острова (Академия художеств), напоминание о том, кем Чартков был и кем мог бы стать, если бы остался верен своему дару.
Вторая часть начинается зеркально: «Множество карет, дрожек и колясок стояло перед подъездом дома, в котором производилась аукционная продажа вещей одного из тех богатых любителей искусств». Это полная противоположность картинной лавке в Щукином дворе. И наступает пора узнать историю написания портрета. Рассказчик начинает с указания места действия, потому что это многое объясняет:
Вам известна та часть города, которую называют Коломною. Тут все непохоже на другие части Петербурга; тут не столица и не провинция
Именно здесь настоящая жизнь, далекая от взглядов туристов. И здесь будут разыгрываться настоящие драмы. Именно в этой части Петербурга будет написан портрет. Интересен вопрос: случайно ли совпадение места действия пушкинского «Домика в Коломне» и гоголевского «Портрета»? Всем известно особое отношение Гоголя к Пушкину и желание связать их творчество (Пушкин написал «Домик в Коломне» в 1830 г., а Гоголь «Портрет» в 1833–1834 гг.).
…не все ж гулять пешком
По невскому граниту иль на бале
Лощить паркет…
(А. С. Пушкин)
Жизнь кипит не только там, где живут художники или сильные мира сего, но и в таких мирках, как Коломна. Пушкин сам здесь жил после окончания Лицея, сюда поселил и Евгения из «Медного всадника». Гоголь же жил на Гороховой улице — посередине между Невским и Коломной. Где-то здесь будет жить и несчастный Аккакий Аккакиевич Башмачкин.

Весна в Коломне. Рис. Н. Д. Ульянов
Но после написания портрета ростовщика художник уходит, чтобы вернуть себя, вернуть свой талант. Это нельзя сделать в городе, тем более таком тяжелом, как Петербург, который давит и диктует. Дьявол водит рукой художника в этом городе.
А сын художника учился в Академии художеств на Васильевском острове и остался верен искусству. И не изменяя своему таланту, он может уехать только в Италию, стать частью уже мирового искусства. Так гоголевский Петербург становится действующим лицом в петербургских повестях, при этом это город с разными лицами, разными характерами, разными судьбами.
Под названием «Петербургские повести Гоголя» они вышли только в 1924 г. (то есть сам Гоголь так цикл своих произведений не называл), но это объединяющее название оказалось очень органичным, поэтому читателю кажется, что это и был замысел самого Гоголя — сделать Петербург не только местом действия, но и действующим лицом, во многом определившим судьбу своих героев.
Дополнительные материалы
Присоединяйтесь к нашему чату в Telegram!
Призраки петербурга
Литературный курс с авторской интерпретацией классических и современных произведений. Онлайн-курс в формате экскурсий по Санкт-Петербургу в контексте русской литературы: от Пушкина до авторов XXI века. Большинство литературных произведений, писателей и героев вам знакомы из школьной программы, но авторский взгляд погрузит вас в иной литературный мир, который полон загадок, мифов и таинственных событий.
20 глав с конспектами, лонгридами и дополнительными материалами
Живая и грамотная речь
Свободное расписание: нет дедлайнов и сроков сдачи заданий
Все материалы доступны сразу, можно начать обучение в удобное время
Задания после каждой части
Профессиональное видео и современная графика
Быстрая связь с техподдержкой и чат с сокурсниками
Сертификат о прохождении курса
Зачем
Запишитесь на курс, чтобы общаться в чате с сокурсниками, выполнять задания и получить сертификат. Вы получите доступ немедленно. Это бесплатно.
Совершить виртуальную экскурсию по Петербургу и расширить кругозор
Увидеть другой подход к преподаванию
По-новому прочитать известные тексты
Что вы получите
Научиться видеть в текстах детали
Понимать чужие интерпретации прочтения и искать свои
Находясь на сайте, вы даете согласие на обработку файлов cookie. Это необходимо для более стабильной работы сайта
Понятно